Малефисента

С самого рождения нам твердят, что жизнь — это сказка, что короли благородны, а любовь вечна. Я поведаю вам другую историю…

maleficent_2014_poster_01В свое время я ждала этого фильма с нетерпением. Когда он вышел, я посмотрела его в кинотеатре несколько раз, причем с таким неподдельным восторгом, как будто получила письмо из Хогвартса. И нет, фильм не был идеальным, он на это и не претендует, но то, что он прекрасен в своей неидеальности, — это бесспорно.

Наверно, моя любовь к фильму вполне объяснима с точки зрения субъективных факторов. Во-первых, я всегда любила Малефисенту больше других сказочных злодеев, мне всегда казалось, что ее история может быть намного интереснее. Во-вторых, смотреть фильмы, которые показывают давно известный сюжет с диаметрально противоположной стороны, как минимум интересно, ведь у каждого своя правда и вряд ли мы узнаем, какая из историй истинна. В-третьих, я фанатка Анджелины Джоли и не стыжусь этого.

Сюжет


ikEaOaRСюжет переносит нас в Средневековье, в место, где королевство людей и магический мир, называемый Топкими болотами, живут отдельно друг от друга. Волшебные земли, населенные самыми разными существами, охраняет юная фея Малефисента. Однажды она встречает мальчика Стефана, который попытался украсть что-то с болот. После того как он возвращает находку и выбрасывает железное кольцо, причинявшее боль фее, Малефисента закрывает глаза на произошедшее — и между детьми завязывается дружба, которая со временем перерастает, казалось бы, в настоящую любовь.

Людской король, всегда завидовавший богатствам соседних земель, пытается напасть на Топкие болота, но его армию останавливает фея и другие волшебные существа. В этом бою лидер человеческого королевства ранен. Предчувствуя скорую кончину, он говорит своим слугам, что тот, кто убьет «крылатую ведьму», получит трон и его дочь.

Следующая встреча Малефисенты и Стефана проходит вскоре после этого. Они пытаются восстановить годы разлуки, и девушка, доверившись возлюбленному, оказывается преданной: дождавшись, когда она заснет, Стефан отрезает ей крылья и уходит.

angelina-jolie-maleficent-1080p-caps-13Проснувшись, Малефисента чувствует жгучую боль. В ней все еще нет ярости и гнева: она хочет узнать, за что парень, которого она любила, так с ней поступил. По пути к замку фея спасает ворона, которого хотели убить люди, превратив его в человека. Отныне Диаваль становится ее слугой. Узнав, что Стефан отрезал ее крылья из-за желания получить корону и трон, она приходит в ярость, ее магия подчиняет себе Топкие болота, а сама Малефисента становится их правительницей.

Maleficent_154536_WingsTrailerКогда у короля рождается дочь, Диаваль сообщает об этом Малефисенте. Она решает, что это идеальный момент для отмщения. Придя на крестины новорожденной, она преподносит свой дар: «Принцесса всех на свете добрее и прекрасней будет, любимицей всеобщей станет…» Надменно посмотрев на Стефана, Малефисента добавляет: «… но лишь только солнце ей 16 лет отмерит, уколет она палец о веретено старой прялки и уснет беспробудным сном, от которого ей не спастись никогда». Стефан, встав на колени, молит ее о пощаде, и фея говорит, что принцесса очнется, когда испытает поцелуй истинной любви.

g_dc8f4df9d29f475ff774176fc441f504_2_1400x1100Принцесса Аврора растет глубоко в чаще леса и воспитывается тремя феями. Об отце она ничего не знает. За ее ростом наблюдает и Малефисента, упорно ждущая момента, когда ее проклятие исполнится. Но с течением времени она и сама успевает проникнуться симпатией к девочке, которая считает ее своей феей-крестной. Малефисента пытается снять заклятье, но тщетно, поэтому предлагает Авроре жить в Топких болотах, и та соглашается.

От трех фей, которые растили ее, она узнает о ведьме, которая наложила проклятье, и понимает, что это Малефисента. Она отправляется в замок отца, где пророчество сбывается: Аврора уколола палец о веретено и заснула.

167b10e20ca60dc6a38e8eefdbde4ad4В отчаянии Малефисента находит принца соседнего королевства, однажды встретившего Аврору, и пытается с его помощью разбудить ее. Но его поцелуй не срабатывает, поскольку настоящей любви между ними не было. Прощаясь с подопечной, фея сама целует Аврору — и та просыпается.

Пытаясь выбраться из замка, Малефисента встречает Стефана, который 16 лет готовился отомстить. Фея и Диаваль проигрывают, но Аврора, нашедшая крылья крестной, выпускает их. Малефисента, ощутив прилив силы, продолжает сражение и выигрывает его. Она оставляет бывшего возлюбленного, но тот, не желая мириться с проигрышем, пытается убить ее, но в итоге погибает сам.

Аврора становится связующим звеном между двумя мирами, а Малефисента возвращается к роли защитницы болот.

Мои 5 копеек


elle-fanning-as-princess-aurora-in-maleficent-wallpaper-3840x2160Я уже говорила, что фильм мне очень нравится, но позволю себе сделать это еще раз. Во-первых, это настоящая сказка с закадровым голосом «автора», которым оказывается сама Аврора. Атмосфера в нем сама по себе напоминают сказку больше других фильмов, о которых я писала. Более того, саундтрек к нему тоже подобран замечательно: он не развеивает утопического восприятия картины, а преумножает его, добавляя «Малефисенте» шарма и некой загадочности.

Я не пытаюсь называть фильм идеальным: в нем присутствуют сюжетные дыры, сомнительная мотивация и некоторые непонятные вещи, — но он остается достойным, несмотря на недостатки. Поэтому обсуждать их в статье я не хочу, оставляю это право за комментариями.

Я неоднократно наталкивалась на мнения о том, что фильм содержит идеи радикального феминизма, потому что все мужские персонажи фильма либо отрицательные, либо бесполезные. Не знаю, что на это ответить, потому что у меня такого впечатления не сложилось. Так совпало, потому что Малефисенту, которая всегда была исключительно отрицательным персонажем, старались показать хотя бы в нейтральном ключе. Если так подумать, то оригинальную сказку можно точно так же обвинять в сексизме и дискриминации женских персонажей: одна полсказки спит, вторая разбрасывается проклятьями — бесполезная и злая?

Что еще способствовало выдвижению таких «феминистических» теорий, так это главный посыл фильма. Повествование направлено на частичное или полное переосмысление любви, настоящей любви, если хотите. Принц не смог разбудить поцелуем Аврору. Почему, спрашивается? Да она видела его раз в жизни; так о какой привязанности хотя бы вообще идет речь? Трудно поверить в столь искренние чувства с первого взгляда, если это вообще возможно.

Но что можно отнести к настоящей любви в таком случае? Малефисента любила Аврору по-настоящему, заботилась о ней 16 лет, поэтому девочка и назвала ее феей-крестной: волшебница никогда ее не оставляла. Да, поначалу ее интересы были сугубо личными: спасти девчонку сейчас, чтобы посмотреть на действие проклятья в будущем. Но любое, даже самое холодное сердце можно растопить. Малефисента, поняв, что привязалась к Авроре, пытается снять собственное заклятье, которое сама же сделала неразрушимым.

Любовь может быть разной, может проявляться по-разному. И сценаристы фильма решили не подходить к вопросу любви в контексте «муж — жена» или «парень — девушка»: это заезженный и неинтересный ход. Отношение Малефисенты к Авроре больше напоминает материнскую любовь, жертвенную и готовую на все. Влюбленность и любовь — это не одно и то же. Взаимоотношения Малефисенты и Стефана эту проверку не прошли: он смог предать ее, погнавшись за своими мечтами. И фильм подчеркивает эти идеи.

Малефисента не положительный и не отрицательный персонаж. Она, даже будучи крылатой феей, смогла показаться наиболее приближенным к реальности персонажем, совместив в себе добро и зло. Поэтому она герой этой истории.

1 комментарий

Add a Comment
  1. Логические провисания возникали там, где фильм пытался пересказывать первоначальную диснеевскую Спящую Красавицу. Особенно это касалось, конечно, трех фей — при заявленной враждебности между людьми и волшебными существами какие-то феи не просто за каким-то фигом приглашены в замок, им король-параноик без всяких причин полностью доверяет. Но, в общем-то, само выступление Мелефисенты в качестве именно зла — проклятье принцессы — необходимое допущение, хотя логичнее было бы, если бы она сразу после предательства САМОГО Стефко просто в осла превратила и предложила у политической невесты поискать трулава — это было бы не злом, а адекватной ответкой. Без поступка именно злого (поскольку ребенок-то невинен) не случилось бы сюжета и смысла. Но в трех феях никакой сюжетной нужности, кроме поклона оригинальной анимационке, не было. Их линии «опекунш» и в настоящей сказке-то не было.
    Вроде бы, Дисней вполне экранизирует разные версии сказок. Классическая «Золушка» и ее лайвэкшен-ремейк были по одной версии, а в диснеевском же «Дальше в лес» сюжет Золушки уже другой (нет феи, нет срока до полуночи, вместо этого ореховое дерево на могиле матери и птички). Это разночтения новелизаций Гриммов и Перро. Но Мелефисенту снимали не по сказке, а именно по мульту, вот и остались непонятки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Блог Бабы Яги © 2014-2018 Frontier Theme